Золотом строчка ложится

10.10.2019

«Мне нравится повторять эти старинные головные уборы. В них есть какое-то тепло»

В Центре музыкальных древностей Владимира Поветкина говорят, что Ольга Шадурская родилась с иголочкой в руках. Она с улыбкой возражает и тем не менее рассказывает, что мама находила взятые ею иголочки везде. «Но не ругала – давала нитки и разрешала их портить». Неудивительно, что после окончания школы девушка выбрала училище золотного шитья в Торжке.

Детство Ольги прошло в Эстонии, там очень трепетно относятся к рукоделию, и дети с малых лет усваивают традиции. «Все девочки во дворе шили куклам наряды. Я была самая маленькая, но тоже старалась, – рассказывает Ольга о своем знакомстве с иголкой и ниткой. – И в школе у нас были хорошие учителя труда. До поступления в училище я уже вышивала, вязала, шила немножко».
Получив профессию вышивальщицы, золотошвейки, Ольга вышла замуж, переехала в Новгород и некоторое время сидела без работы. И вот однажды соседка сообщила, что с ней хочет познакомиться Владимир Иванович Поветкин из Центра музыкальных древностей.
– Мы пришли сюда, и Владимир Иванович попросил меня вышить очелье для сороки новгородской. После этого я сделала еще несколько очелий. И спустя некоторое время он позвал меня на работу в Центр музыкальных древностей. С 2001 года я здесь и работаю, – рассказывает Ольга.
В дневниках почетного гражданина Великого Новгорода Владимира Поветкина об этом знакомстве тоже осталась запись, подсказывает нам директор центра Наталья Попова. «22 марта 2000 г. (…) Да, сегодня же была Оля Шадурская – золотошвейка, принесла еще два очелья для сорок «золотоломок». Замечательная мастерица и обаятельная женщина, как и все их семейство – муж Владимир и сынок Павел, которому год и три месяца. Дай вам Бог радости и здоровья», – писал Поветкин в своем дневнике (цитируется по Альманаху «Чело», 1–2/2013).
За минувшие годы и сын Ольги Павел вырос, и число изготовленных ею головных уборов. Она вышивает, шьет их не только для своего центра – для ансамбля «Круговина», например, а также на заказ. Одна сорока улетела даже во Францию – французский художник, которому понадобился в коллекцию такой русский женский головной убор, нашел новгородскую золотошвейку по интернету.
На недавней выставке-встрече, которая прошла в Центре музыкальных древностей в рамках фестиваля костюма и народных ремесел «Сарафан», Ольга представила несколько своих работ – новгородские венцы, новгородские сороки, каргопольские кокошники, сольвычегодскую повязку, накосники.
– Мне нравится повторять эти старинные головные уборы. В них есть какое-то тепло, – говорит Ольга. – Многие головные уборы похожи друг на друга конструктивно, по рисунку. Например, каргопольские кокошники имеют абсолютно одинаковые конструкции, но разнятся материалом – у кого-то был крупный жемчуг, который нашивали на центральную часть, у кого-то – мелкий. Прослеживается и традиция в этих уборах, и архаичные рисунки. Я стараюсь точно копировать старинные узоры, не привношу туда свое авторство, – подчеркивает Ольга. – Нам эту любовь и уважение к традиции привил Владимир
Иванович.
В народной культуре женский головной убор мог многое сказать о своей хозяйке. В девичьих головных уборах волосы оставались открытыми, а когда девушка уже просватана, выходит замуж, она должна спрятать волосы от посторонних глаз, рассказывает Ольга. «Первый год, до рождения ребенка женщина может носить венец (конструктивно он похож на веночек), но волосы обязательно должна покрыть какой-то шапочкой. А после рождения ребенка женщина надевала сороку, этот женский головной убор по форме напоминает птичку с крыльями и хвостом, отсюда и название», – говорит она.
На выставке Ольги Шадурской были представлены и косники – украшения для косы. Косник и украшал, и утяжелял косу. Но вплетали украшение в косу только тогда, когда девочка становилась девушкой, начинала невеститься. Маленьким девочкам в косы вплетали тряпочки.
– Самые красивые головные уборы были у невест. Ведь чем дороже невеста одета, тем она богаче. Головные уборы могли стоить целое состояние, шились из натурального жемчуга, – рассказывает мастерица. – Жемчуга у нас в северных реках было очень много. На территории Новгородской области 140 рек были наполнены раковинами европейской жемчужницы. Теперь мы используем китайский жемчуг, он самый доступный, – заключает Ольга.
Почему шитье золотное? «До XVI века нитки были золотые. Либо волоченые (нить вытягивали, «волочили» через маленькое отверстие), либо пряденые (намотанные на шелковую основу). С XVI века стали употреблять сплав металлов, поэтому их стали называть золотными, – поясняет Ольга. Сейчас есть разные нитки – металлизированные, синтетические. Например, Денисовский завод во Владимирской области выпускает позолоченную, посеребренную канитель (тонкая, свитая в спираль металлизированная нить) и мишурную нить, которые применяются в золотном шитье – для изготовления вышивок и украшений, знаков различия в форменной одежде.
На встрече в центре Ольга также объясняла слушателям, что такое техника «сажение по бели», литой или кованый шов и шов «в прикреп».
Работа золотошвейки требует как обширных знаний, так и невероятной усидчивости. Вышивка делается в профессиональных пяльцах по типу рамки: ткань натягивается практически до состояния барабана и вышивается двумя руками – левая снизу, правая сверху. В золотном шитье используется еще и шило. «Вышивке золотом нужно посвящать много времени и приложить максимум аккуратности, – говорит Ольга. – Результат не быстрый будет». Поэтому в ученицы, по ее словам, она берет только самых настойчивых.
В центре Поветкина Ольга Шадурская работает бухгалтером, а вышивке посвящает вечера и ночи. «У меня хорошая скорость. Маленький венец могу вышить за две недели».
– Какой из традиционных головных уборов вам как женщине нравится больше всего, хочется примерить? – спрашиваем мы.
– Хочется примерить? Пожалуй, нет. Они слишком шикарны, – улыбается Ольга. – Но мне очень нравится их делать.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА /фото/

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.