Не воспитать зверят

03.10.2019

Как быть родителям, если ребенок проявляет неадекватную агрессию.

Недавно новгородцев в соцсети «ВКонтакте» взбудоражил ролик, снятый очевидцем. На видео трое школьниц из микрорайона «Ивушки» играли на площадке собственным котенком, словно мячом. Произошедшее не осталось без внимания правоохранителей, и на данный момент ведется проверка. Родители же совместно с волонтерами провели с девочками разъяснительные беседы. А животное, благодаря зоозащитникам, обрело нового хозяина.

Тем не менее, случай в сети обсуждают по сей день. Мы решили разобраться в возможных причинах подобного поступка детей. О том, почему ребенок может устроить бесчеловечную игру с питомцем и как этого не допустить, рассказала детский психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НовГУ Анна МОИСЕЕВА.
– Анна Аркадьевна, о детской жестокости бытуют разные мнения. Что стоит за таким поведением?
– Все механизмы поведения лежат в эмоциональной сфере личности. Основой жестокости является гнев. И в большинстве случаев насилие со стороны ребенка – это следствие внутренней боли. Как она рождается, сложно сказать, – каждый случай индивидуален. Но неизменно то, что за подобными поступками стоят определенные болезненные эмоции, которые ребенок в свое время не выразил в должной мере, не прожил до конца. Так же ребенок может регулярно испытывать гнев на себе или наблюдать его проявления в среде, где он воспитывается. Это тот случай, когда мы говорим «жестокость рождает жестокость». Дети усваивают такую модель поведения, и позже она представляется им нормой. Возможно, упомянутые девочки где-то часто видели подобные случаи. Например, среди успешных – с их точки зрения – одноклассников.
Главную роль все же играет семья. И здесь могло иметь место отвержение ребенка родителями. Часто оно ненамеренное и бывает связано, например, с тем, что взрослые слишком много работают и мало времени уделяют семье. Родители, особенно молодые, могут попросту до конца не понимать, как сблизиться со своим ребенком. А бывает и так, что они поглощены только собственными переживаниями. И дети, видя, что мама или папа с ними почти не разговаривают, начинают чувствовать себя виноватыми. Но, не находя источника вины, ощущают лишь несправедливость. Так и рождается гнев, который они не могут нормально выразить.
– К чему без должной реакции со стороны взрослых может привести желание причинить боль тому же домашнему любимцу?
– Ребенок, особенно школьного возраста, вполне осознает, что животные так же, как и люди, испытывают боль. Но для него они – довольно безопасная для вымещения злобы категория живых существ. Если обратить свой гнев или иные болезненные эмоции на родителей, последствия будут неблагоприятные. Котенок же или щенок сдачи не дадут. Случается, что такие выплески происходят без ведома старших.
Но бывает, что родители, столкнувшись с жестоким поступком, намеренно не порицают его. Они принимаются утешать себя объяснениями в духе: «Ничего страшного, это единичный случай…», в то время как пускать на самотек такие ситуации нельзя. И если это происходило не раз, нужно обращаться к специалисту. Ведь агрессия может расти и впоследствии обрушиваться на младших членов семьи или сверстников. Нередки случаи, когда дети так проявляют ревность. Чувствуя, что ему уделяют меньше внимания, чем раньше, думая, что им пренебрегают, ребенок решает «отомстить», ударив младшего брата или сестру.
– Что же в таких случаях должны предпринимать родители?
– Без помощи профессионального психолога здесь лучше не обходиться. Но важно и самим не бездействовать. Прежде всего установить с ребенком подлинную близость: наблюдать, что с ним происходит, в каком он эмоциональном состоянии, разговаривать и всячески с ним заниматься. К сожалению, сегодня многие предпочитают посадить свое чадо перед экраном телевизора или всучить ему какой-нибудь гаджет и отправляются по своим делам. А между тем средства массовой информации и игры, с которыми один на один остается ребенок, становятся частью среды и точно так же могут формировать агрессивные модели поведения.
– Можно ли в этой связи говорить о некой печальной тенденции в воспитании?
– У нас, пожалуй, есть тенденция отказа от своих эмоций. Мы не уделяем им должного внимания. То же прививаем и детям. Как часто приходится наблюдать картину, когда родители говорят маленькому сыну: «Не плачь! Ты ведь мальчик». Такой установкой они одновременно и осуждают ребенка, и обесценивают его эмоцию.
Однако от запрета плакать гнев, обида, страх или грусть никуда не уйдут. Они сигнализируют о том, что с ребенком что-то происходит. Накапливаясь, такие эмоции позже обязательно проявятся в неприемлемой форме. Хорошо, если родители учат ребенка прислушиваться к своим чувствам и, предположим, говорят: «Знаешь, я понимаю, что тебе сейчас плохо. Расскажи, что с тобой происходит». Если ребенок вовремя и адекватно проживает эмоции, у него не возникает вспышек жестокости.
– Как научить ребенка конструктивно выражать болезненные чувства?
– Конечно же, безопасным образом – не направляя их на окружающих или самого себя. Но при этом все должно быть сообразно. Тот же гнев – очень сильная эмоция, и выражать ее лучше действием. Например, покричать, сжать кулаки. А если хочется, то и подушку поколотить можно. Очень действенный способ – написать своему обидчику письмо. Пусть его не отправят, а порвут на клочки – негодование, будучи выраженным словами, уже получит выход.
Если ребенок все же сотворил что-то неприемлемое, осуждать следует сам поступок, а не его личность. Важно помнить, что поведение корректируется, ведь детская психика очень пластична. Главное – иметь желание над этим работать и не оставлять ребенка наедине с тяжелыми переживаниями.

Ксения ПУГАЧ

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.