Зонт у нас на всех один

15.11.2018

«Особое» детство – это тоже один из видов нормы».

Добровольческий проект «Зонт», который помогает семьям, где растут дети с расстройством аутистического спектра (РАС), прошел отбор в Акселерацию проектов конкурса «Доброволец России». Проект реализуется реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Юрьево.

О том, что такое аутизм, в чем нуждаются семьи с такими детьми и как им помогает «Зонт», мы говорили с заведующей стационарным отделением центра и руководителем проекта Валентиной Соловьевой.
– Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) рождались всегда. По статистике, на тысячу детей – один-два ребенка с РАС. У нас в области состоит на учете 111 таких детей, в том числе 80 – из Великого Новгорода, – приводит цифры Валентина Соловьева. – Три главных признака аутизма – нарушение социальных взаимодействий, нарушение общения, бесконечно повторяющиеся формы поведения и деятельности.
Служба комплексного сопровождения семей с детьми с РАС была создана в детском реабилитационном центре в Юрьево три года назад. Практически сразу возникла надобность в помощниках. Откликнулись студенты кафедры специального дефектологического образования НовГУ, которые проходят практику в центре. Добровольческий проект получил название «Зонт». Это отсыл к известному фильму «Человек дождя», один из главных героев которого – аутист.
– Для детей с аутизмом характерно патологическое одиночество, патологическая непотребность в ком-то другом. Ребенок не выходит из дома, и родитель тоже, он же не может ребенка одного оставить. Мы поняли, что нужно социализировать, выводить «особые» семьи из стен квартир и домов, – говорит руководитель «Зонта».
Одними из первых выходов в свет для семей с «особыми» детьми стали специальные показы в киноцентре – в зале были только они, свет приглушен, а звук прибавлялся до комфортного уровня постепенно. «Мы смотрели мультик почти шепотом, можно было вставать, ходить, один мальчик бегал по проходу, кто-то подходил и трогал экран». Одна из мам после сеанса заметила с радостным удивлением: «Нам никто замечаний не сделал!» У другой были слезы на глазах: «Я впервые за 13 лет смогла куда-то выйти со своими детьми».
Потом семьи с детьми-аутистами побывали в музее, на конноспортивной ферме, в семейном развлекательном центре «Чудо-
остров», на картинге и много где еще. Специалисты после нескольких таких мероприятий уже заметили порадовавший всех эффект.
– У аутистов нет контакта глаза в глаза. И когда дети первоначально собирались большой компанией, они сталкивались друг с другом, как кегли в боулинге, т. е. даже боковым зрением они не считывали, что рядом кто-то есть. А сейчас они друг друга видят и спокойно обходят, – говорит Валентина Соловьева.
В рамках проекта «Интерактивные среды» теперь каждую среду семьям детей с аутизмом предлагается посещение различных объектов – музея-заповедника, развивающего центра «Музизон», театра юного зрителя в ГДК «ГОРОД» и т. д.
Волонтеры сопровождают семьи с «особыми» детьми на экскурсиях, киносеансах, в походах, они выступают своеобразными социальными переводчиками между «особым» ребенком, его семьей и обществом.
Мамам «особых» детей нужна помощь и вне коллективных мероприятий, ведь они часто не имеют возможности пойти, например, даже к стоматологу. Потому была создана волонтерская служба «Не один дома» – из студентов, имеющих диплом бакалавра по направлению специальное (дефектологическое) образование и продолжающих учиться специальности в магистратуре. Волонтеры проводят с детьми индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, игры, давая родителям передышку. Проект был поддержан Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации, и благодаря этому у добровольцев появились «Рюкзаки волонтера», в которых собрано все, что интересно «особым» детям, – кинестетические игрушки, которые можно трогать, мыльные пузыри («от них они просто пищат»), крупа, которую они могут подолгу пересыпать.
В содержимое «Рюкзака волонтера» входят и пособия, изготавливаемые самими студентами, – всевозможные шнуровки, книжки на липучках. Кстати, 80% волонтеров – магистров первого года, отмечает наша собеседница, пошли работать по профессии.
Для новгородского государственного музея-заповедника, с которым у «Зонта» сложились очень добрые отношения, специалистами центра и волонтерами разработана «Сумка адаптивного экскурсовода», в которой есть сенсорные мешочки, коммуникативные бусы (если ребенок не говорит, то он может сообщить, что ему нужно, просто выбрав соответствующую карточку-бусину) и специальная памятка.
Дети-аутисты – действительно очень особые дети. Среди них есть интеллектуально одаренные. Наша собеседница рассказывает о мальчишке, который в уме с лету умножает четырехзначные числа, помнит все календари, которые когда-то видел. «И если мы у него спросим, где ты был 17 сентября 2017 года, он расскажет: я был в кабинете 126, там у нас проходило теплолечение, Валентина Петровна мне отвесила 100 граммов парафина, укутала мои ножки, и я лежал там 20 минут, и т. д.», – говорит она.
Уже три года, 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, родители «особых» детей и волонтеры «Зонта» выходят на улицы города и вручают прохожим буклеты с информацией о заболевании. После акции при поддержке социальных партнеров проводятся мастер-классы, чаепития, и для семей этот день своего рода праздник. «Родители детей с РАС долгое время были изолированы, сейчас они стали общаться друг с другом, и стали классной командой», – говорит Валентина Соловьева.
Если вы хотите больше узнать об аутичных детях, специалисты центра рекомендуют посмотреть фильмы «Снежный пирог», «Меня зовут Кхан», уже упомянутый «Человек дождя» и российский документальный фильм Любови Аркус «Антон тут рядом».
Сейчас, по словам руководителя проекта, к «Зонту» присоединяются добровольческая организация «Друг», в состав которой входят кинологи, и представители конноспортивного комплекса. И сам проект охватывает уже не только семьи, воспитывающие детей с рас, а гораздо большее число «особых» детей.
– Цель нашего проекта «Зонт» – найти много единомышленников, которые не просто поддерживают «особых» детей, а помогают остальному обществу понять и принять, что «особое» детство – это тоже один из видов нормы, – говорит Валентина Соловьева.

Людмила САВЕЛЬЕВА

Из памятки по общению с детьми-­аутистами

Не думайте, что:
– ребенку не интересно, если он отвернулся от демонстрируемого вами редкого экспоната. Скорее всего, он его внимательно рассматривает. Просто его зрение не центральное, как у других, а боковое.
Не старайтесь:
– встретить и удерживать взгляд ребенка, лучше прекратите глазной контакт сами;
– излишне часто дотрагиваться до ребенка, близко подходить к нему.
Не стоит пугаться, если ребенок:
– громко закричал, засмеялся, закачался вперед-назад, вправо-влево. Он восстанавливает нарушенное равновесие;
– зажал ладонями глаза или уши. Это не связано с тем, что ребенок не хочет видеть и слышать вас. Он просто страдает от сенсорной гиперчувствительности.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.