Вот такая история!

19.07.2018

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Интеллектуально-исторический квест «Вот такаяистория!» продолжается. Вместе с вами, уважаемые читатели, разгадываем таинственные следы, оставленные в Великом Новгороде прошедшими веками

Признаться, мы удивились потоку ответов, поступивших в редакцию на вопрос про идола, затерявшегося в истории. Да каких ответов!
Этот идол (фото прилагалось к вопросу нашего конкурса) – персонаж знаменитого памятника «Тысячелетие России», его не сразу и заметишь, находится между Рюриком и Дмитрием Донским, выглядывая из-за поверженного ордынского воина, так что видны только его голова и поднятая левая рука, сжатая в кулак. Об этом написали наши постоянные конкурсанты Марина Келка, Татьяна Герасимова, Дмитрий Синчук, Светлана Егорова, Валерий Марков, а также новички, недавно присоединившиеся к состязанию новгородских краеведов, Михаил Баранов, Марина Прибыткина, Алена Ермолина, Дмитрий Самсонов, Светлана Смирнова. А коренная новгородка Градислава Иосифовна Бакочина сообщила, что «практически лично знакома с этим идолом». В 1944 году она со своей матерью вернулись в освобожденный после оккупации Новгород, жили в одном из помещений кремля. «Вместе с другими «кремлевскими» детьми наблюдали, как собирали и восстанавливали памятник «Тысячелетие России». А когда играли в прятки, мы с ребятами нашли в кустах неподалеку эту фигуру, она словно спряталась от всех. Мы сказали про идола взрослым, кто работал на памятнике, и указали место», – вспоминает
Г. И. Бакочина.
Спасибо всем, кто ответил на вопрос. В ваших ответах много интересного об истории создания памятника «Тысячелетие России» (авторы проекта: скульп­торы М. О. Микешин (1835–1896),
И. Н. Шредер (1835–1908), архитектор В. А. Гартман (1834–1873).
История России началась с языческих времен. Валентин Самойлов предложил небольшой экскурс в прошлое, в историю новгородского язычества, «иначе трудно понять появление на памятнике этого персонажа, который притаился в центре Великого Новгорода и наблюдает за нами исподтишка».
«Если внимательно посмотреть на средний ярус фигур памятника, а еще лучше – подпрыгнуть, то по левую руку от Рюрика, в углублении, под шаром, можно увидеть идола, над его головой – лучистый кокошник, знаменующий языческую религию древних славян. Его заслоняет фигура лежащего татарина, из-за спины которого идол показывает кулак. Вроде бы предполагалось при изготовлении памятника в этот кулак вложить сноп колосьев, но этого по каким-то причинам осуществлено не было. А может быть, он нам шлет какие-то свои языческие угрозы? А вот если еще попытаться заглянуть за ногу стоящего Рюрика, то можно на груди идола увидеть изваяние бычьей головы. Как мне кажется, – пишет наш конкурсант, – Микешин, размышляя над темой реализации в памятнике значения принятия христианства на Руси (образ князя Владимира с крестом, женщина, протягивающая ребенка для крещения), понимал, что Крещение Руси – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации, потому эти образы он и осуществил величественными и более значимыми. Но, возвеличивая таким образом значение христианства, он помнил о том, что огромный пласт языческой культуры, носителем которой был простой народ, плавно мигрировал в новую веру и в ней укоренился. В связи с этим Микешин и создал образ идола, но поместил его за фигурами, почти незаметным для наблюдателей, как символ ушедшей языческой эпохи. Часть историков считает, что это – Перун, другая часть – Велес. Я склоняюсь к мнению вторых – это Велес (перешедший в христианство как св. Власий, покровитель скота, «скотий бог», в Новгороде сохранились храмы св. Власия). На это указывает изображение на его груди бычьей головы». Такого же мнения и Татьяна Герасимова: «На макете памятника, выполненном Микешиным, где идол не закрыт фигурой Рюрика, на его груди мы видим голову быка. А бык, наряду с медведем, – символ Велеса».
По легенде, когда землю покрыла на многие века тьма, то все стада животных разбежались и человечество было обречено на голодную смерть. Бог Велес спас людей, подарив им огонь и собрав стада. Поэтому древние славяне чтили Велеса особо. Его также называли богом торговли и богатства, покровителем славян, он почитался всеми славянскими группами (Перун, например, был только покровителем княжеского войска, т. е. связанным с оружием). Размещенный на памятнике идол является языческим богом Велесом, почти забытым русским народом.
Вообще-то на монументе идолов два, сообщили участники конкурса. Второй находится на том же ярусе памятника – Перун в руках славянина, который хочет переломить языческого идола, так как принял христианство.
Впрочем, и вопросов оказалось два. Откуда взялась строка («Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет?»), выведенная в заголовок вопроса? Светлана Смирнова отмечает, что это из стихотворения Михаила Лермонтова, написанного в 1832 году:
Приветствую тебя, воинственных славян
Святая колыбель! Пришлец
из чуждых стран,
С восторгом я взирал
на сумрачные стены,
Через которые столетий перемены
Безвредно протекли; где
вольности одной
Служил тот колокол на башне
вечевой,
Который отзвонил ее уничтоженье
И сколько гордых душ увлек в свое паденье!
— Скажи мне, Новгород, ужель
их больше нет?
Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?
И еще несколько слов о памятнике. Татьяна Герасимова нашла сведения о том, «что когда Микешин получил распоряжение изготовить модели фигур среднего яруса в 1/5 величины, встал вопрос о мастерской для этой цели. С большим трудом и только ввиду срочности работ ему было выделено помещение в Академии художеств. Для этого, как уведомлял вице-президент Академии художеств князь Гагарин, пришлось приостановить живописные работы для строившегося тогда в Москве храма Христа Спасителя».
Светлана Смирнова написала, что фигуру Велеса (а также и Рюрика) выполнял академик скульптуры Павел Степанович Михайлов.
Теперь новое задание.

ВОПРОС: На этом месте в ñредневековье собирались «пошлые люди», чем и прославили его на века. На протяжении столетий церковь служила не только местом для богослужений, но и этому своему особому предназначению. Что за церковь? И в чем заключалась ее вторая, мирская роль?

Напомним, исторический квест выходит на страницах городского еженедельника два раза в месяц. Специалисты новгородского музея-заповедника готовят для вас вопрос с иллюстрацией-подсказкой, которая направит на нужный след в поиске ответа. Любой из вас может попробовать свои силы в состязании знатоков, а оценивать присылаемые в редакцию ответы будут эксперты музея вместе с журналистами.
Итоги конкурса-квеста, организованного новгородским музеем-заповедником и редакцией газеты, будут объявлены в конце года, победителей ждут призы. Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу: Воскресенский бульвар, 10, каб. 1.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.