Курс на агломерацию
Перспективы развития Великого Новгорода обозначены в ходе выездного заседания правительства Новгородской области.
Ключевое слово в докладе мэра Юрия Бобрышева и последующих выступающих на выездном заседании регионального правительства в мэрии, где определялись приоритеты развития областного центра, — агломерация, или срастание города с пригородом.
По факту, отметил докладчик, Великий Новгород и Новгородский район уже имеют прочные агломерационные связи: Панковка, Ермолино, Трубичино, Григорово примыкают к городу, оттуда люди едут в город на работу, учебу, на культурные мероприятия. Так, на промышленных предприятиях регионального центра, по словам мэра, трудится не менее 2,7 тыс. человек из района, в школы областного центра приезжают на учебу из пригорода 1724 ребенка и 739 — в детские сады. Совместно используются объекты коммунальной инфраструктуры (МУП «Новгородский водоканал» обслуживает около 35 км водопроводной сети и более 41 км канализационной сети в черте района).
— Таким образом, мы должны практически формализовать взаимоотношения города и района, — озвучил мэр. — Создать систему межмуниципального сотрудничества, способствующую повышению эффективности использования земельных ресурсов, инженерной и транспортной инфраструктуры, конкурентоспособности экономики.
Администрация города, отметил мэр, совместно с региональным правительством прорабатывает вопрос строительства в течение 2018–2024 годов нескольких детских садов на территории города на 240 мест каждый. Губернатор Андрей Никитин подтвердил: «Три необходимых детских сада мы построим. Договорились делать все по экономически обоснованным проектам и с учетом понимания источников дополнительных доходов».
Важное направление развития агломерации — индивидуальное жилищное строительство. Из-за дефицита земель в Великом Новгороде льготным категориям горожан предоставляются земельные участки под ИЖС на территории Новгородского района, в результате чего на район (по территориальному принципу) возлагается обязанность обеспечить участки инженерно-транспортной инфраструктурой. Всего за период с 2012 года по настоящее время в списки включено 3016 семей (в том числе 995 многодетных, 898 молодых семей, 355 семей с детьми-инвалидами и 768 инвалидов), из них обеспечено земельными участками 1449 семей.
Тема индивидуального жилищного строительства тянет за собой необходимость улучшения транспортных связей. Решение возможно только на основе совместного транспортного планирования и создания единой транспортной инфраструктуры.
— Мы уже движемся в данном направлении, ремонтируя дорогу к Хутынскому монастырю как со стороны города, так и со стороны Новгородского района, — привел пример градоначальник.
И добавил, что при реализации мероприятий по сохранности дорог необходимо планировать совместные действия по проведению весового контроля.
— Проведенными исследованиями установлено, что наибольшее количество транспорта перемещается между Новгородским районом и городом на московском направлении. Это связано с большим количеством проживающих в расположенных рядом с городом населенных пунктах: Шолохово, Родионово, Губарево, Новое Кунино и т. д. Кроме того, на московском направлении много дачных участков. Для увеличения пропускной способности улично-дорожной сети города необходимо вернуться к предложению об организации объездного пути на южном направлении, — сказал Юрий Бобрышев. Что касается доступности к другим дачным массивам пригорода (9-й километр Псковского шоссе, Григорово, район Нехинского шоссе), здесь, по словам мэра, в рамках межмуниципального сотрудничества необходимо синхронизировать работы по реконструкции и ремонту соответствующих дорог.
Движение города вперед невозможно без развития коммунальной инфраструктуры. В ближайших планах — строительство насосной станции на территории Новгородского района, без которой невозможна реализация схемы водоотведения, предусмотренной генпланом Великого Новгорода; строительство ливневой канализации с выходом на очистные сооружения, расположенные на территории Новгородского района. В совместном ведении и утилизация твердых бытовых отходов, для чего необходимо строительство второй очереди полигона твердых бытовых отходов.
— Чтобы Великий Новгород продолжал экономически развиваться в рамках агломерации с Новгородским районом, — сказал в заключение своего доклада мэр, — требуется создание единой транспортной системы, единой системы инженерно-технического обеспечения, размещения на территории агломерации единых объектов местного, регионального и федерального значения — это очистные сооружения, линейные объекты и иные крупные объекты, имеющие важное значение в развитии города и района.
– Городской и областной бюджеты не смогут решить все вопросы сразу. Я здесь полностью ориентируюсь на позицию мэра и главы Новгородского района. В каком порядке скажете вам помогать — в таком и будем помогать, — резюмировал Андрей Никитин.
При этом перед руководством областного центра поставлена задача — привлекать в город северян, жителей других регионов. Если здесь будут комфортная среда и условия для работы — люди поедут.
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)